Ресурсная мама

Школа ответственных родителей

Когда у мамы рождается ребенок, она наделяется дополнительным ресурсом. До этого у нее был ресурс на себя, на обеспечение своего существования. А теперь появляется дополнительный – на заботу о ребенке.

 

Этот ресурс, "выданный" маме при рождении ребенка, рассчитан, допустим, на 18 лет. В первый год тратится самая большая его часть, а потом ребенок начинает постепенно отделяться, и от мамы требуется все меньше и меньше.

  

Но часто, вместо поддержки, которая молодой маме так необходима в первые годы жизни ребенка, они получают упреки, обвинения, нравоучения.. Все это очень грустно, конечно.. Так вот, такая мама начинает себя посвящать, отдавать и вкладывать. Напрочь забывая о себе. К чему это ведет – в подробностях рассказывать не будем, все "посвятившие всю себя" мамы и сами всё знают.

 

И тот самый ресурс заканчивается не через 18 лет, а через полтора-два года. В лучшем случае – три. Если мама очень волевая и крепкая, то она может держаться и дольше.

 

Она изнемогает от сидения дома, впадает в депрессию, мечтает сдать ребенка куда-нибудь и вырваться на свободу, а порой начинает и ненавидеть этого самого ребенка. Да, звучит страшно, но такое бывает и нередко. Признаются в этом гораздо реже, чем оно бывает.

Что делать, чтобы этого не случилось?

1. Для начала, понять в каком эмоциональном состоянии вы находитесь.

В помощь вам - простое упражнение. 

Упражнение «Каракули»

 

Цель: улучшение координации, ритмирование организма, снятие напряжения.

 

Материалы и оборудование: цветные карандаши, динамичная музыка «Барабаны», медленная классическая музыка, бумага формата А3 (2 листа).

Вспомните трудную ситуацию, которую хотелось бы сделать менее значимой и беспокоящей. Затем возьмите в каждую руку по карандашу разного цвета, и слушая ритмичную музыку в хаотичном порядке рисуйте любые линии, каракули.

Затем музыка меняется на спокойную классическую, меняются карандаши и выполняет то же самое задание. Сравните обе ваши работы, попробуйте описать чувства, которые вы испытывали рисуя их. Спокойное или чрезмерно эмоциональное восприятие окружающей среды (в том числе и трудностей) способствует созданию общего психоэмоционального фона человека. Оцените, изменилось ли ваше состояние после упражнения.

Если вы понимаете, что находитесь на грани стресса, вам помогут наши рекомендации по ссылке.

 Упражнение «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так:

- играю со своими детьми;
- читаю, лежа на диване;
- работаю в саду.

Второй список может выглядеть так:

- играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость;
- работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы;
- встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.;
- встречаюсь с друзьями;
- смотрю телевизор.

2. Во-вторых, нужно понять какая мама нужна ребенку. 

Просто счастливой матери тут недостаточно. Если счастливая мать живет в своем прекрасном мире, оставив ребёнка на няню, это не сработает. Да и без няни – если мама запирается в комнате с телефоном и там счастлива, ребёнка такой ход вряд ли вдохновит. Он должен вписываться в картину той жизни, которая делает мать довольной, вот в чём загвоздка. Поэтому ребенку нужна достаточно довольная мама.

Несчастная мать всякий раз несчастлива по-разному. Её жалко до слёз в подушку, но плакать надо тихо, чтобы маме не стало ещё хуже. Ей всегда хуже, чем остальным, это главное правило дома. Второе правило предписывает не веселиться. Весёлое лицо полагается снять в прихожей, чтобы не оскорблять им материнское несчастье, и переодеться в микс соболезнования и бесконечной сервильности. Ибо что бы ребёнок ни делал и ни говорил, расстройство его матери будет только нарастать.

И совсем иначе, когда мать довольна и готова делиться. Она может варить борщ, кайфуя от процесса, а ребёнок будет копошиться рядом, и это будет лучшее в мире время и лучшая любовь. Или вот уборка, которая круче праздника. Вымыть пол настоящей шваброй, рассадить плюшевых медведей, и мама скажет – ну, посмотри же, как стало классно, как мне нравится наводить с тобой порядок. Не развивать моторику, не готовить к школе, а просто плавать в своём довольстве – расслабленно, нежно, доверяя тому, что мир не даст утонуть.

Ребёнок видит мир через мать – пока только так, и её взгляд, её выражение лица – это метафора творящегося за стенами дома. Если бы ребёнок имел возможность назвать словами то, что происходит в его душе, он бы, наверное, сказал вот что: "Мама, мне по-настоящему хорошо, когда хорошо тебе – настолько, что ты разделяешь со мной своё удовольствие и беззаботность. Тогда я чувствую, что и сам смогу вырасти стойким".

Где взять силы?

Наш ресурс - это наполненный резервуар. Что-то в него входит, а что-то вытекает. Обмелеть этот резервуар может в двух случаях: слишком мало входит или слишком много вытекает.

Часто приходится выбирать: либо сон, либо время для себя. Компромисса здесь нет: нужно найти время и на сон, и для себя.

Рассмотрим методы помощи:

1.         Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика.

2.        Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.

3.        Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.

4.        Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.

с пожеланием здоровья,

Школа Ответственных Родителей