Ресурсная мама - что это такое?

Школа ответственных родителей



Когда у мамы рождается ребенок, она наделяется дополнительным ресурсом. До этого у нее был ресурс на себя, на обеспечение своего существования. А теперь появляется дополнительный – на заботу о ребенке.

Этот ресурс, "выданный" маме при рождении ребенка, рассчитан, допустим, на 18 лет. В первый год тратится самая большая его часть, а потом ребенок начинает постепенно отделяться, и от мамы требуется все меньше и меньше.

Но часто, вместо поддержки, которая молодой маме так необходима в первые годы жизни ребенка, они получают упреки, обвинения, нравоучения.. Все это очень грустно, конечно.. Так вот, такая мама начинает себя посвящать, отдавать и вкладывать. Напрочь забывая о себе. К чему это ведет – в подробностях рассказывать не будем, все "посвятившие всю себя" мамы и сами всё знают.

И тот самый ресурс заканчивается не через 18 лет, а через полтора-два года. В лучшем случае – три. Если мама очень волевая и крепкая, то она может держаться и дольше.

Она изнемогает от сидения дома, впадает в депрессию, мечтает сдать ребенка куда-нибудь и вырваться на свободу, а порой начинает и ненавидеть этого самого ребенка. Да, звучит страшно, но такое бывает и нередко. Признаются в этом гораздо реже, чем оно бывает.




Что делать, чтобы этого не случилось?

1. Для начала, понять в каком эмоциональном состоянии вы находитесь. В помощь вам - простое упражнение. 


Упражнение «Каракули» Цель: улучшение координации, ритмирование организма, снятие напряжения. Материалы и оборудование: цветные карандаши, динамичная музыка «Барабаны», медленная классическая музыка, бумага формата А3 (2 листа). Вспомните трудную ситуацию, которую хотелось бы сделать менее значимой и беспокоящей. Затем возьмите в каждую руку по карандашу разного цвета, и слушая ритмичную музыку в хаотичном порядке рисуйте любые линии, каракули. Затем музыка меняется на спокойную классическую, меняются карандаши и выполняет то же самое задание. Сравните обе ваши работы, попробуйте описать чувства, которые вы испытывали рисуя их. Спокойное или чрезмерно эмоциональное восприятие окружающей среды (в том числе и трудностей) способствует созданию общего психоэмоционального фона человека. Оцените, изменилось ли ваше состояние после упражнения.

Если вы понимаете, что находитесь на грани срыва, вам помогут наши специалисты.





Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» 2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям. Первый список может выглядеть так:
- играю со своими детьми; - читаю, лежа на диване; - работаю в саду.
​Второй список может выглядеть так:
- играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость; - работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы; - встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.; - встречаюсь с друзьями; - смотрю телевизор.


2. Во-вторых, нужно понять какая мама нужна ребенку.  Просто счастливой матери тут недостаточно. Если счастливая мать живет в своем прекрасном мире, оставив ребёнка на няню, это не сработает. Да и без няни – если мама запирается в комнате с телефоном и там счастлива, ребёнка такой ход вряд ли вдохновит. Он должен вписываться в картину той жизни, которая делает мать довольной, вот в чём загвоздка. Поэтому ребенку нужна достаточно довольная мама.






Несчастная мать всякий раз несчастлива по-разному. Её жалко до слёз в подушку, но плакать надо тихо, чтобы маме не стало ещё хуже. Ей всегда хуже, чем остальным, это главное правило дома. Второе правило предписывает не веселиться. Весёлое лицо полагается снять в прихожей, чтобы не оскорблять им материнское несчастье, и переодеться в микс соболезнования и бесконечной сервильности. Ибо что бы ребёнок ни делал и ни говорил, расстройство его матери будет только нарастать.

И совсем иначе, когда мать довольна и готова делиться. Она может варить борщ, кайфуя от процесса, а ребёнок будет копошиться рядом, и это будет лучшее в мире время и лучшая любовь. Или вот уборка, которая круче праздника. Вымыть пол настоящей шваброй, рассадить плюшевых медведей, и мама скажет – ну, посмотри же, как стало классно, как мне нравится наводить с тобой порядок. Не развивать моторику, не готовить к школе, а просто плавать в своём довольстве – расслабленно, нежно, доверяя тому, что мир не даст утонуть.


Ребёнок видит мир через мать – пока только так, и её взгляд, её выражение лица – это метафора творящегося за стенами дома. Если бы ребёнок имел возможность назвать словами то, что происходит в его душе, он бы, наверное, сказал вот что: "Мама, мне по-настоящему хорошо, когда хорошо тебе – настолько, что ты разделяешь со мной своё удовольствие и беззаботность. Тогда я чувствую, что и сам смогу вырасти стойким".

Где взять силы?

Наш ресурс - это наполненный резервуар. Что-то в него входит, а что-то вытекает. Обмелеть этот резервуар может в двух случаях: слишком мало входит или слишком много вытекает.






Часто приходится выбирать: либо сон, либо время для себя. Компромисса здесь нет: нужно найти время и на сон, и для себя.


Рассмотрим методы помощи: 1.         Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика. 2.        Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия. 3.        Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс. 4.        Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.





с пожеланием здоровья, Школа Ответственных Родителей