Как выявить суицидальные наклонности у подростка (родителям, учителям)



Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Самоубийство подростка - чаше всего рассматривается как результат того, что «крик о помощи» не был услышан вовремя.


Но, кроме того, - это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание. Особенно в нашем государстве это обусловлено тем, что многие подростки лишены прямого общения с родителями из-за того, что им приходиться работать за границей. В этот сложный подростковый период дети лишены поддержки и порой чувства безопасности в той семье, в которой они находятся.


Тем более, в условиях карантина и изобилия негативной информации в средствах массовой информации появляется страх неизвестности, боязнь того, что родители не смогут вернуться домой, тревога за них, за их жизнь в другом государстве без работы, без средств к существованию, без помощи государства в возвращении домой. Порой нет возможности связаться с родными, услышать голос матери или отца, а главное нет возможности им помочь.


Каждый день в новостях проносится информация о том, что закрываются границы, отменяются международные рейсы самолетов, закрываются аэропорты. В такой ситуации нарастает тревога и страх не только у подростков, но и у взрослых людей, и у маленьких детей. Подростки же, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп.



Ситуация обостряется еще тем, что значимые для подростков взрослые – бабушки и дедушки, любимые учителя, тренеры, репетиторы и просто близкие друзья тоже находятся в физической недосягаемости. В реалиях сегодняшнего дня трудно делиться своими эмоциями посредством гаджетов, очень нужен физический, тактильный контакт.



В условиях дистанционного обучения, новых для наших детей и родителей тревожность у многих подростков появляется, когда родители очень требовательны к успеваемости в школе. В этом случае ребёнок сильно боится родительской реакции на плохие оценки. Самый тревожный признак не тогда, когда он показывает свои негативные эмоции при получении двоек, а когда начинает скрывать от родителей неудовлетворительные оценки.



Суицидальное поведение у детей и подростков отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывалось отчаянием, гневом, протестом, агрессией или желанием наказать себя и других.



Причины суицида

В детском и подростковом возрасте причины суицидов следующие:

1) Не сформированное понимание смерти.

В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет;

2) Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения;

3) Дисгармония в семье;

4) Саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества);

5) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения;

6) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость.


Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства).



Предостерегающие признаки:

· Потеря интереса к привычным занятиям

Ребенок чем-то увлекался, что-то делал, а потом внезапно перестал. Теперь большую часть времени проводит в одиночестве, часто не выходит из комнаты и не идет на контакт. Несмотря на то что смена интересов — характерный признак подросткового возраста, так как начинается перестройка личности, все равно важно обратить внимание на то, что это резкая смена его состояния.

· Резкая смена типа поведения

Когда периоды отчаяния, пассивности, безразличия сменяются бурной деятельностью. Это может быть признаком психической неустойчивости. В период упадка это может привести к негативным последствиям.

· Перестаёт контактировать с друзьями

У ребёнка не было недостатка друзей и общения, но в один момент он резко сокращает время общения с ними. Вряд ли он это прокомментирует, скорее всего, ответит односложно или вообще оставит вопрос без внимания.

· Резкая перемена в поведении по отношению к родителям или к лицам, их заменяющим

Причем как в ту, так и в другую сторону. Например, ребёнок общался агрессивно, раздражённо, огрызался. А потом резко начинает общаться спокойно и даже приветливо. Это тоже может быть звоночком, что что-то не так.

· Безразличие к общественным и социальным нормам, пониженный интерес к внешнему виду, пренебрежение правилами гигиены.

Например, ребёнок говорит: «Мне всё равно, я могу теперь делать всё что захочу, всё равно умру, мне плевать». То есть для него становятся абсолютно неважными всякие нормы. Тревожный признак, когда это резкие, неожиданные перемены в поведении школьника (для учителей)

· Ранние пробуждения

Ребенок может проснуться в 4–5 утра, даже если накануне поздно лёг. Как правило, в это время подростки выходят в социальные сети, поэтому момент можно до какой-то степени отследить.



Как помочь и предотвратить?

· Если вы заметили, что с вашим ребенком творится что-то непонятное, попробуйте уделять больше внимания его жизни и его переживаниям. Помните: ребенку важно знать, что он вам нужен.

· Стоит отказаться от приказного тона и строить отношения на основе договоренностей, просьб, объяснений и, конечно, доверия. Для подростка важно чувствовать, что его переживания вам небезразличны, а родителям стоит серьезно относиться ко всем угрозам со стороны ребенка и помочь решить те вопросы, которые его беспокоят и склоняют к самоубийству.



Этапы беседы:

1. установление контакта с ребёнком (контакт глаз, спокойная обстановка).

2. изучение тревожащей ситуации (задавайте вопросы и внимательно слушайте без критики, даже если вы с чем-то и не согласны).

3. совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации (обсуждение планов и проблем снимает тревожность).

Если родители не могут самостоятельно справиться с суицидальными мыслями подростка, стоит привлечь человека, который является авторитетом для него, или же обратиться за помощью к детскому психологу. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Не бойтесь обращаться к специалистам по проблемам в семье, коллективе. Время, когда не принято было "выносить мусор из дома", прошло. Жизнь и здоровье наших детей дороже устаревших социальных стереотипов.




Помните: любые переживания и тревоги детей, любое поведение не должны оставаться без их чуткого внимания и помощи.


Елена Малкина

Школа Ответственных Родителей

Просмотров: 1