Развиваем эмоциональный интеллект. Учимся ощущать связь родных душ. Принимать себя и своих родных. Принимать тех, кого в семье не могут простить. Принимать иных.

Умение видеть невидимые связи всего вокруг - важная и полезная штука. И очень важно увидеть связь СЕБЯ с миром. И с теми, кто тебя создал, отдав частички себя и своего опыта тебе.
Родственная связь - это передача наследственной информации, генетической. Дети похожи на своих родителей и прародителей, представители одного народа - друг на друга, народы, составляющие человечество - похожи друг на друга, а не на акул, например.
Ощутить свою связь с предыдущими поколениями бывает очень полезно. Создать эмоциональную связь с предками - тоже. Иногда предков просто необходимо принять такими, какие они были. Со всеми их ужасными ошибками и прекрасными качествами.
Чтобы создать себя - похожим на них в самых их лучших проявлениях, и одновременно другим - непохожим, привносящим в род свой новое, лучшее.
Вообще игра эта - психотерапевтична.
Это игра-исследование, игра-поиск. Поиск связей. Знакомство с собой. Знакомство с тем вкладом, который сделал в тебя каждый предок. Знакомство с тем богатством (включая тёмный груз), которое они тебе оставили и из которого ты можешь выбирать лучшее и создавать себя.
Итак, как играть.
Понадобится:
- большое зеркало (такое, чтобы легко можно было разглядывать своё лицо не частями, а целиком, а можно и в полный рост)
- лупа (с ней интереснее, но можно и обойтись без неё)
- распечатанные фотографии родственников (самые разные - и крупные портреты, и маленькие в полный рост),
- можно добавить фото великих людей, которыми вы восхищаетесь (Эйнштейна с высунутым языком не забудьте),
- можно добавить фото детей и взрослых разных народов (можно в нацкостюмах).
На оборотной стороне фотографий/распечаток делаем краткий список главных качеств/характеристик человека. Например, дедушка был весельчаком, с могучим здоровьем и был хороший мастер по дереву. Бабушка была мудрая (к ней ходили за советом соседи), много читала и была прекрасный оратор и педагог. Эйнштейн был такой-то и достиг того-то. Яркими чертами характера такого-то народа этнографы считают...
Раскладываем фото перед зеркалом и усаживаемся сами.
Дальше предлагаем ребёнку рассмотреть себя в зеркале и описать себя. Тем, кто помладше, можно вручить кисточку с красками и предложить, описывая себя, обводить себя в зеркале
Какое у тебя лицо? Круглое, овальное...?
Какой нос? Тонкий, широкий...?
Какие глаза? Большие, глубокие, серые...?
Какие брови? Густые, тонкие...?
Какие щёки, уши, скулы, подбородок, шея, голова, волосы, рост, телосложение, цвет кожи?
А потом просим найти, на кого и чем ребёнок похож.
Сначала он ищет такие же внешние черты на фото родственников.
А ещё можно на фото других народов и великих людей!
Находит - и вы радуетесь. И сообщаете ему о человеке, в котором нашлось сходство.
И, хитро улыбаясь, приговаривайте - "внешнее сходство говорит о сходстве способностей! На кого из великих ты похож?"
Особенно уделите время поиску сходств вас с ребёнком.
А потом уже вы ребёнку сообщаете о невидимых сходствах. Выделяете его качества (при этом как бы приподнимая ребёнка над самим собой, дорисовывая его светлый образ) и показываете ему фото людей, на которых он этими качествами похож.
Если у вас в роду есть люди, чьими поступками вы не можете гордиться, вы рассказываете о них тоже и о похожести ребёнка на такого родича. Но по-честному. То есть не только о плохом. Но и хорошее рассказываете. Если вам о хорошем неизвестно - предполагайте. Ведь человек был маленьким и любил что-то, был нежен когда-то и мечтал. Люди преступниками не рождаются.
Если дедушка бросил бабушку одну с ребёнком - он в вашем рассказе не подлец должен быть. А тот самый дед, которого бабушка безумно полюбила и так сильно, что не могла отпустить его мыслями всю жизнь. А он полюбил другую. Или просто как Питер Пэн - решил остаться мальчишкой навсегда и не захотел повзрослеть, взять на себя ответственность за семью. Описывайте людей так, как будто вы понимающий психолог.
Вы можете сообщить ребёнку о своей боли, об обиде на родного человека. Обида - это чувство, которое возникает от того, что вы не можете ничего в произошедшем изменить, а человек, причинивший вам боль (возможно непреднамеренно) - вам очень дорог. Иногда дети во время такого упражнения-игры помогают иначе взглянуть на родных и простить их.
Дети могут принять в себе самые разные черты. И вы - тоже. Озорство и вспыльчивость. Медлительность и рассеянность. Принять себя такими, какие есть. И научиться жить с этим радостно. Выбирая для себя дело, в котором можно будет раскрыться с лучшей стороны и сделать себя лучше, без попыток перекроить, переделать.
Это хорошая профилактика расизма и нетерпимости к людям, которые выглядят, живут, делают, говорят, думают иначе.
Это хороший опыт, когда у ребёнка есть какие-то особенности во внешности, поведении или развитии. Хороший опыт для родителей. Он вам поможет принять то, с чем вам бывает сложно жить. Или сложно принять в своём ребёнке. Или в себе.
Может вы решитесь на такую непростую игру. Но она исцеляющая. Решимости вам.
Источник:https://www.facebook.com/permaculturedesigner/posts/10213292477564152