ДУШЕВНЫЕ УЗЫ ДЛЯ КАРАПУЗА. Как привязанность влияет на формирование человека.





Мы, как правило, не помним первых двух-трех лет своей жизни, от них остается только какое-то смутное ощущение. Однако в эти годы закладывается основа будущего человека. Именно то, что происходило с нами тогда, во многом определило нас таких, какие мы есть сейчас.



Ребенок рождается намного более беспомощным, чем детеныши животных, и значительно больший период времени он полностью зависит от своих родителей. Исследования английского психиатра Джона Боулби доказали, что для выживания и развития младенца важно не только удовлетворение его потребности в пище, но также и ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которое малыш получает от близкого человека. Так формируется привязанность, необходима для психического развития ребенка, формирования личности.


В идеале самые близкие отношения устанавливаются между ребенком и матерью. Еще до рождения малыша женщина "настраивается" на него, чувствует, как карапуз шевелится, думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее. Заботясь о новорожденном, мама не делает ничего специального, высокопрофессионального, для того, чтобы сформировать привязанность. Это естественный процесс, который запускается сам.


Но в реальной жизни так происходит не всегда. Находясь под влиянием послеродовой депрессии, испытывая стресс в связи с материальными проблемами или конфликтами с близкими, женщина может не почувствовать связь с ребенком и принять скоропалительное решение отказаться от него. Иногда воспитание ребенка становится непосильной ношей для родителей, не имеющих жилья, работы, гражданства.


Неверно было бы утверждать, что только родители могут дать ребенку ощущение душевного комфорта и безопасности. Ребенок может привязаться к любому взрослому, который постоянно находится рядом с ним, который заботится о нем как настоящая мать. Поэтому все приемные дети считают своими родителями людей, которые их воспитали. Чем меньше ребенок, тем сильнее его потребность в поддержке взрослого.

Возникновение и развитие привязанности очень важно для ребенка, это способствует развитию таких истинно человеческих качеств, как благодарность, отзывчивость, теплота в отношениях.


У детей, которые лишены такой связи со взрослыми, живут в детских домах, структура нервной системы подвергается изменениям. Под влиянием стресса в нервной системе появляются химические вещества, вызывающие смерть клеток мозга, неиспользуемые участки мозга атрофируются.

Некоторые специалисты рассматривают государственные воспитательные учреждения как приемлемую альтернативу воспитания в семье. Однако даже если в домах ребенка работают очень хорошие люди, они не могут удовлетворить индивидуальные нужды детей, сотрудникам просто не хватает времени на всех детей. В среднем на каждого ребенка у работника уходит всего по 20-30 минут в день. Пребывание в таком учреждении является препятствием для развития ребенка.


Исследования Минздрава РФ (2001 год) показали, что отставание в физическом развитии зафиксировано у 56% детей, в психическом развитии – у 82% воспитанников.

Родители оставленных, "отказных" детей далеко не всегда представляют так называемые "асоциальные" группы. В нашей стране сегодня огромное количество семей сталкиваются с серьезными материальными проблемами, испытывают трудности в получении гражданства, не имеют постоянного жилья.


Многие родители, хотя и очень любят своих детей, не имеют возможности заботиться о них и вынуждены отдавать их в детские дома. Изменить эту ситуацию сложно, необходим целый комплекс мероприятий, а главное – нужно понимание и признание проблемы, решимость с ней бороться.

Что могут сделать каждый из секторов общества, чтобы помочь детям и их родителям?


Что может сделать государство


Как и в других странах самым дорогим оказывается содержание ребенка в государственных учреждениях, в то время, как семейное воспитание – самым дешевым.

Во многих западных странах, например, в Великобритании, уже давно пришло осознание того, что помещение детей в детские дома не решает проблемы социального сиротства, что гораздо выгоднее и с экономической, и с социальной точки зрения поддерживать биологические семьи, а если в случаях, когда это невозможно – развивать альтернативные формы воспитания детей.


Сегодня в Великобритании вообще нет отказов от детей при рождении. Не существует домов ребенка от 0 до 3 лет, даже специализированных, для тяжело больных детей. Вся поддержка государства направлена на семью.


Некоторые попытки предпринимают и в России. Отрадно, что если в 2000 г. в России в приемных семьях воспитывались 4,4 тыс. детей-сирот, то в 2004 г. их число составило 11,1 тыс. человек. Однако действий, предпринимаемых государственными структурами, явно недостаточно. До сих пор в нашей стране отказаться от ребенка чрезвычайно просто, а восстановить свои родительские права не только сложно, но и практически невозможно.


https://www.7ya.ru/article/Dushevnye-uzy-dlya-karapuza-Kak-privyazannost-vliyaet-na-formirovanie-cheloveka/