Выстраивание коммуникации с детьми разных возрастов в условиях карантина




Чтобы понять, как строить отношения с детьми, нужно понять, как и почему они себя ведут определенным образом в разных ситуациях.



· Возраст от 0 до 3 лет.

Основная активность у детей в этом возрасте - движение. Через движение они познают мир, себя. В условиях карантина (ограниченной возможности гулять и разнообразия) можно только порекомендовать родителям придерживаться режима дня, заботиться о себе, находить возможность отдыхать и давать отдыхать партнеру. Разделите обязанности, заботьтесь друг о друге, взвешивайте свои силы.


Очень опасно получить отдых с помощью гаджетов, а это залог зарождения в будущем самого главного врага детей – скуке. Движение, ролевые игры, игры с игрушками - все это развивает в ребенке фантазию, образное мышление. А они в свою очередь - залог развития интеллекта, самостоятельности, умения занимать себя самому. Игры - сюжетные, ролевые - важны и нужны вплоть до начальной школы, не только в этот период.


Карантин - отличный способ (и повод!) научить детей играть самостоятельно.



· Дошкольный и ранний школьный возраст

В этот период мы и можем маленькими шагами начать выстраивать наши границы и отношения с детьми. И здесь главное подспорье - расписание.

Дети в этом возрасте не умеют справляться с рутиной, а расписание, привычка делать разные рутинные вещи в одно и то же время - воспитывает спокойное отношение к рутине. Сюда потом понемногу подключатся и занятия в школе. Самодисциплина - это навык, который в среднем развивается у детей к 12 годам.


До этого возраста расписание, график и его исполнение - задача родителей. Позаботившись об этом, вы позаботитесь о себе, о своем свободном времени - для отдыха или личных дел.

Рамки (актуальные для вашей семьи) и последовательность “игра-рутина” - основа нашего расписания


В этих случаях помните о таком алгоритме:


- ребенок злится, скандалит. Он имеет на это право - на гнев и отрицание


- признавайте его право на эти чувства, дайте ему возможность их проявлять


- вместе с ребенком учитесь проявлять чувства экологично. Биться в истерике на полу - наверное, уже чересчур, правда? Но что нам мешает побить кулаками подушку? Громко и злобно петь вместо криков? Попробуйте.


- предлагайте ребенку способы выражения гнева, показывайте, как вы их используете, когда сами злитесь - по любым причинам.


- Вообще, выработать правила выплеска эмоций, озвучивания и выражения чувств будет крайне полезно в период карантина. Обсудите несколько способов “расслабляться” - и практикуйте их вместе. Танцуйте, пойте, деритесь подушками. Давайте выход плохому, чтобы не накапливать агрессию внутри. Рано или поздно она найдет выход.

- Расставляйте приоритеты и заботьтесь о себе. Например, ваше психическое здоровье и ваша возможность выполнять работу в течение дня на карантине важнее, чем обучение первоклашки. Наша основная задача - выжить. Сюда идут как физические, так и психические потребности, зарабатывание денег, возможность обеспечить семью необходимым. Сохранив свое здоровье, свою работу и здоровые отношения в семье, после выхода из стрессовой ситуации, вы точно найдете решение, как справиться с проблемами в школе.


- А если к данному моменту ваш ребенок уже проучился больше полугода в школе и, скорее всего, имеет хоть какое-то представление о том, что такое школа и что там делают. Значит, справится и с часом занятий дома.


· Средний школьный возраст и подростки

О подростках нужно понимать главное: карантин и замкнутое пространство вместе, вероятно, не лучшее время для внесения кардинальных изменений в вашу жизнь. Присущий возрасту протест, самопроявление не сыграют на руку нововведениям и вашим отношениям.


- Тут у нас по-прежнему основное – расписание, договор и личные границы.

- Если у подростка были свои обязанности - их нужно продолжать, если не было - карантин не лучшее время для внедрения.


- Для подростка главное – самопроявление, социальная жизнь. Невозможность выполнения этих вещей сейчас переносит их в онлайн-мир. Не ограничивайте этого там, где речь не идет о безопасности и здоровье. Социальные сети в этом случае лучше видеоигр.


- Обучение среднего школьника не критично в период карантина, если речь не идет о выпускных классах.


- Снова, взвешивайте свои ресурсы и приоритеты. Если вы чувствуете истощение, другие проявления выгорания, то можете либо дать себе окончательно выгореть, что неминуемо понесет за собой последствия физические, психологические и прочие. Либо вы можете в данный период времени оставить приоритет за теми вещами, которые вас не “убивают”, но сохранить свое здоровье. И полными сохраненных (восстановленных) сил после карантина решить возникшие проблемы с обучением. Благо, сейчас таких решений полно - репетиторство, онлайн-курсы, лето впереди и другое.

Составлено Школой Ответственных Родителей (на основе анализа интернет-источников)