ВАШИ ДЕТИ ПОНИМАЮТ ВАС?

Родители могут быть великолепным примером для детей, в том числе и в эффективном общении. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ЕСТЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ОБА ЧЕЛОВЕКА УЧАСТВУЮЩИЕ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ ЗНАЮТ, ЧТО ИХ ПОНИМАЮТ.





Когда детям только и говорят, что делать вместо того чтобы общаться с ними они могут почувствовать себя нелюбимыми, неуслышанными и неспособными на что-либо. Эффективное общение может помочь предотвратить такую ситуацию. Развитие навыков говорить и слушать будет способствовать развитию взаимоотношений ВО ВСЕЙ СЕМЬЕ.


Родители по-разному отвечают детям, но все эти ответы обычно попадают в одну из двенадцати категорий. Каждый тип ответа доносит определенное послание и имеет свои преимущества и недостатки.

1. ПРИКАЗЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И КОМАНДЫ


Обсуждение условий здесь не допускается. Четкие и направленные ответы иногда необходимы. Но плохо, когда это единственный способ общения со стороны родителя. Например, «Сейчас же иди спать!», «Уберись в комнате!» и др.

Если ребенку никогда не предоставляется выбор, совет или слова ободрения, ребенок может ощущать давление чрезмерного контроля.


2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ И УГРОЗЫ.


Эту категорию ответов лучше всего использовать, когда ребенок не понимает последствий своего поведения. Например, «У тебя есть всего 10 минут чтобы собраться, иначе ты опоздаешь». Эти типы ответов не помогают в том случае, если они принудительны и заставляют ребенка бояться простых ошибок, случайностей и даже своих родителей.


3. ОТЧИТЫВАНИЯ, ПОУЧЕНИЯ.


Здесь говорится о том, что ребенок должен или обязан сделать. Такие ответы лучше сопровождать пояснениями. Например, «Ты всегда должен уважать своего учителя, потому что ему приходится тяжело работать, чтобы помочь тебе и другим ученикам».

Такие ответы могут навредить, если они настолько жесткие, что не оставляют никаких исключений.


4. СОВЕТЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.


Эта категория ответов поможет ребёнку, когда он столкнулся со сложностью принятия решения.

Проблема может возникнуть, если такие ответы будут употребляться слишком часто, или будут даваться, когда у ребенка еще не было шанса самому решить проблему. ЗАПОМНИТЕ, бывают такие случаи, когда ребенок приобретает положительный опыт от того, что делает ошибки.


5. ЛЕКЦИИ, АРГУМЕНТЫ, ЛОГИЧЕСКИЕ ДОВОДЫ.


Эта категория используется, когда Вы пытаетесь повлиять на ребенка фактами, контраргументами, логикой и Вашим мнением.

Слишком большое количество таких ответов может навредить-ребенок может научиться читать лекции родителям в ответ.


6. ОСУЖДЕНИЕ, КРИТИКА, НЕСОГЛАСИЕ, ОБВИНЕНИЕ.


Большинство ответов в этой категории больше ранят, чем помогают.

Более полезный и менее болезненный способ, которым можно выразить несогласие: «Возможно, это одна из точек зрения-давай посмотрим на это по-другому».


7. ПОХВАЛА, СОГЛАСИЕ.


Такие ответы предлагают позитивное суждение или оценку. Например, «Ты сможешь всё это обдумать и найти хорошее решение» или «Я с тобой согласен, просто великолепная идея!».


8. ОБЗЫВАНИЕ, ВЫСМЕИВАНИЕ, УНИЖЕНИЕ.


Такой ответ никогда не поможет отношениям ребенок-взрослый. Он приводит к тому, что ребёнок чувствует себя глупым, так как это ставит его в определённую категорию или пристыжает.


9. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.


Эта категория ответов говорит ребенку о том, что Вы думаете о его мотивах и анализируете, почему он делает или говорит что-то. Это говорит о том, что Вы внимательны и понимаете его. Такие ответы помогут если они составлены таким образом, что дают ребенку возможность подтвердить или откорректировать Ваш ответ. Например, «Мне кажется, что ты разозлился на своего друга».

Такие ответы могут навредить, когда Вы неправильно истолковали чувства ребенка и делаете утверждение, не оставляя места для коррекции. Также Вы можете приписать ребенку лжемотивы его поведения.


10. УТЕШЕНИЯ, СОЧУВСТВИЕ, УСПОКОЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА.


Эта категория используется, когда мы хотим помочь ребенку чувствовать себя лучше, комфортнее, или хотим проявить понимание, а также чтобы помочь уменьшить или преодолеть негативные чувства. Например, «Я знаю, в школе иногда бывает очень сложно» или «Время от времени все дети проходят через это».


Важно не преуменьшать чувств ребенка, иначе ему будет казаться, что его игнорируют. Настолько же важно не потакать ребенку, когда он слишком сильно реагирует на малейшую сложность.

11. ОТДАЛЕНИЕ, ОТВЛЕЧЕНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ.


Это хорошо работает, когда вы пытаетесь увести ребенка от проблемы или пытаетесь отдалиться от проблемы сами. Например, «Давай не будем говорить об этом во время ужина», «давай поговорим о чем-то более приятном». Проблемы могут возникнуть, когда эти ответы постоянно используются с целью избежать какой-то темы или ситуации. Абсолютно нормально отложить важный разговор на более удобное время. Просто убедитесь в том, что Вы обязательно найдете время для этого разговора позже.

12. ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ВОПРОСЫ, ДОПРОСЫ.


Они помогают найти причины и мотивы чего-либо. А также в поиске информации для решения проблем.

Эти ответы могут навредить в том случае, когда вопросы задаются очень быстро, одним потоком и при этом совсем не дается времени на ответ.

ПОМНИТЕ, что, когда Вы внимательны к тому, какие слова используете в общении с ребенком, Вы сможете укрепить свои отношения ним и поможете ему успешно развиваться.

Автор: Школа Ответственных Родителей, с использованием материалов Руби М. Джонстон