Бабушка в семейной системе

Бабушка – крайне важное лицо в семейной системе. Почему в системе, а не в семье? Потому что семья состоит из мамы, папы и детей. И вот уже эта семья входит в большую систему, семейную. Как маленькая матрешка входит в матрешку побольше. И место бабушки значительнее, в этой системе, чем если бы она находилась в семье.





С чем это связано? С тем, если бабушка не пытается «прорваться» в семью, а действует на своем месте – это сильно влияет на изменение благополучия обоих «матрешек». Ведь большая матрешка защищает и оберегает меньшую, так и здесь – более старшее поколение опекает, оберегает младшее. Оберегает в психологическом плане, вносит свой вклад в развитие семьи, в воспитание внуков.


Бабушка старше, опытнее мамы и папы. Именно она – носитель многих знаний и умений, истории, традиций. Именно ей нужно быть не в семье, а около нее, там где лучше видно со стороны, что происходит с детьми и с взрослыми. Именно у нее есть возможность наблюдать и замечать многое, влиять на то, что там происходит. И тогда она получает, то уважение, которого достойна. Тогда во всей системе выстраивается разумная, «природная» иерархия, которая идет на пользу всем ее членам.


А что происходит, если бабушка так сильно вовлечена в дела семьи? Она теряет это уважение. Слишком близко находясь, решая все проблемы с внуками, участвуя в том, что по праву должно быть закреплено за мамой и папой, она теряет авторитет, уважение и иерархия так же нарушается. Нарушается баланс.


Вспомните, например школу – дети в своем классе могли бунтовать и дерзить учителю, но директору школы – это был нонсенс. Вот она, та самая иерархия на примере школы. Но директор никогда и не решал повседневные школьные проблемы класса, не отвечал именно за успеваемость учеников. Как это относиться к семье? Так же. Родители несут свою ответственность за ежедневное воспитание детей: чем кормить, как одевать, где и чему учиться, чем лечить, в какой кружок идти, когда гулять, как и где отдыхать и т.д. Все конкретные, точные вопросы решают родители, мама и папа.






Бабушка и соответственно дедушка берут на себя другую роль: рассказать, показать, познакомить с традицией, с предками, с правилами. У бабушек и дедушек в этом смысле больше свободного времени. Именно они могут взять внуков на лето к себе на дачу например, пойти с ними днем в музей. Или посвятить вечер вязанию шарфа или постройке почти настоящего гаража для игрушечных машин, разбору старых фотографий. Или поддерживать традицию общесемейных ужинов на праздник, собрав семьи и родственников за одним большим столом.


Кстати подготовка такого ужина – где свой вклад может внести каждый, от самого младшего до самого старшего, отличная профилактика компьютерной зависимости для детей и очень важный момент в их нравственном воспитании. Родители определяют весь спектр бытовых вопросов, а бабушке остается драгоценное время, которое можно использовать. Вспомните – дети учатся на практических примерах. В том то и дело, что им крайне важен этот пример со стороны бабушек и дедушек. Пример того, как они относятся к себе, как живут свою жизнь. Это воспитывает внуков.


Если бабушка считает, что «Я не могу пойти к врачу (вариант – лечь в больницу), мне внуков нельзя оставить» - то для ребенка это пример того, как пренебрегают своим здоровьем, как его подрывают. Негативный пример.

А смотрите, чему внуки могут научиться, если бабушка подумает о себе:


- преодолевать сложности (придется как-то справляться без бабушки, может быть в продленке побыть, а может самостоятельно);


- заботиться о других (у бабушки проблемы со здоровьем, необходимо о ней позаботиться);

- отвечать за свое здоровье (не тянуть с болезнью, а сразу предпринимать необходимые меры).


Разве этого мало? И ведь именно этих качеств чаще всего ждут родители, бабушки и дедушки от детей. Именно с проблемой их нехватки приходят к психологу.



Когда бабушка, остается бабушкой для своих внуков, мамой для своих детей , женой для своего мужа и просто - женщиной для всех остальных и для себя, то тогда и строятся отношения, не требующие помощи психолога, отношения любви, доверия и тепла. Когда эти роли перемешиваются или бабушка берет на себя несвойственные ей функции, отношения не складываются, не только с внуками, но и с собственными детьми.


Уважаемые бабушки!

Родители отвечают за детей. Вы не обязаны решать бытовые вопросы в воспитании внуков, оставьте это детям. Они справятся, ведь они уже сами – МАМА и ПАПА. Вы же справлялись с ними, когда они были вашими маленькими детьми?

Именно ваше отношение к жизни имеет большее влияние на ваших внуков, чем советы и наставления. Если вы находите время для себя, у вас есть свои интересы и собственные занятия – ваши внуки учатся так же иметь свои занятия, интересоваться чем-то полезным для жизни.


У вас должна быть своя отдельная комната или квартира, что бы вы могли иметь возможность находиться немного в стороне от внуков, поддерживать ту иерархию, тот порядок, что будет полезен всей семейной системе. Ведь именно тогда, ребенок начинает уважать чужие границы и считаться с чьим-то мнением, когда он эти границы видит и ощущает. Пусть ваша комната будет особым местом, где есть старые фотографии, интересные вещицы, где внуки смогут прикоснуться к чему-то важному и очень семейному. У родителей обычно на это не хватает времени. И это время есть у вас.


Если вы даете возможность вашим детям ПРОСИТЬ вас заниматься с внуками, а не сами бросаетесь прежде всего на помощь – именно это воспитывает уважительное отношение к старшим, учит вежливости ваших внуков.

Вы способствуете преемственности поколений, передаете свой опыт и традиции вашего рода. А это крайне важно, иметь и знать свои корни. Как дерево не растет без корней, так и человек без знания истории своего рода не имеет необходимой основы для благополучной жизни.


http://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/9049-babuska-v-semejnoj-sisteme